31.03.2010
Что нужно знать о нательном кресте...
ОБРАЗ КРЕСТА.
Этой статьей мы продолжаем знакомить
своих многоуважаемых покупателей с историей нательного креста – самого главного
христианского символа, который сопутствует
всю жизнь православному христианину от Святой Купели Крещения до его
смерти, с ним и уходит в жизнь вечную.
Предание о Кресте Господнем.
В так называемой «Золотой
легенде» имеется следующее предание о Кресте Господнем: Адам, покидая рай, унес
с собой ветвь древа жизни; сын его, Сиф посадил эту ветвь и она дала три
побега, которые развиваясь, слились в
один общий ствол, прообразовавшей таким образом Триипостасное Божество. От
этого дерева Моисей вырубил себе тот жезл, которым ударял по Чермному морю,
чтобы по сухому дну провести евреев, и по скале, чтобы напоить их в пустыне.
Соломон срубил это дерево на балку новостроящегося дворца, но так как балку
никак не могли пригнать, и она оказывалась, то слишком длинною, то слишком
короткою, то ее выкинули и перебросили через Кедрон, в виде кладок для
пешеходов. Царица Савская не захотела переходить по этим кладкам, ибо
предугадала происхождение древа и значение, которое оно должно было иметь для
Иудеев. Позднее из балки был сделан
Крест, на котором распятии Христа. После смерти Спасителя он исчез и был найден
только стараниями святой Равноапостольной Императрицы Елены.
Функции, виды и способы ношения
нательных крестов.
На протяжении всей
многовековой истории нательного креста не известно о существовании какой-либо
строгой регламентации канонов относительно его формы, иконографии и надписей.
«Крест всякой формы есть истинный крест» - эти слова преподобного Феодора Студита
очень точно выражают отношении Церкви к существующему многообразию форм креста,
которое отражало развитие христианского богословия, иконописи и эстетики
конкретной эпохи и определялось основными функциями нагрудных крестов:
1.
Обозначить
соединение верующего человека с Христом и Святой Православной Церковью.
2.
В образной и
символической форме излагать основы христианской веры (богословие креста).
3.
Прославлять
искупительную Жертву Христа и Святую Соборную Апостольскую Церковь.
Следует отметить еще две
функции, которые выступают в различных крестах в разной степени, задавая как
его форму, так и содержание. Существуют два вида нательных крестов. Это простой
(монолитный) нагрудный крест и энколпион (или крест-мощевик), состоящий из двух
створок с полостью внутри.
Нательный крест носится
сокровенно, под одеждой. Не на показ. Такой крест на Святой Руси называют –
тельный. Он дается Русской Православной Церковью каждому
христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и
составляя с человеком единое целое. Нательный крест в первую очередь обозначает
соединение с Христом и Святой Православной Церковью, а также является для
крещаемого символом его крестного пути.
Нагрудные кресты, носимые
поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а
также (до петровской эпохи) обязательными предметами княжеского и царского
облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и
мирской власти.
Сегодня, когда мы стремимся к возрождению православной веры
и традиций в современном обществе, часто встает
вопрос об уместности ношения мирянами креста поверх одежды. Церковь
никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его
формы не противоречили основам веры, поэтому вопрос решается индивидуально каждым
человеком по благословению своего духовника.
Естественно, что ношение
креста в качестве светского ювелирного
украшения недопустимо, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона
Божия: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Но и при благочестивом ношении не стоит
забывать об ответственности, которую налагает на человека крест, находящийся
снаружи. Это и постоянное соответствие его мирских дел учению Христа, и соблюдение церковного правила о запрете
изображать крест в месте, в котором он может подвергнуться неумышленному
осквернению.
В лучших образцах русской
иконописи XIV –XVI веков
Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое
или слегка изогнуто, руки имеют
горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног
пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Его фигура выражает Божественный
покой и величие, она как бы наложена на кресс, и Господь, как и в древних
Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям.
Крестчатый нимб с греческой надписью обозначает – сущий, символически подтверждает Божественную
сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.
Римская Церковь не поняла и
не приняла правил Трульского Собора, и в VIII-IX веках осуждала Восточную иконографию, как умаляющую
божественное достоинство. Так, возник
тот тип Распятия, который принято
называть католическим. Его черты навеяны духом того времени и отражают учение средневековых
схоластов и проповеди Франциска Ассизкого. Христос на кресте изображается как
умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически
передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни
ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом. Такое реалистическое изображение с
достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией
казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и
открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно
обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения
своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа.
Основной формой Креста
Господня, принятого византийской и русской иконописью, является четырехконечный
крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Если верхняя
перекладина прикрывает собой оконечность креста, то он – семиконечный, а если верхний конец возвышается над
перекладиной, то – восьмиконечный. Если на кресте отсутствует изображение
Распятого, то, как правило, это восьмиконечный крест.